Новеллы в обязательном медицинском страховании в Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Феде

25 ноября 2013 - Администратор

С 1 января 2011 года на территории России начал действовать новый значительно переработанный Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Необходимо отметить, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственной страховой социальной политики и обеспечивает (статья 41 Конституции РФ) всем гражданам Российской Федерации равные возможности на получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Попытаемся разобраться, что же дадут нам с Вами эти нововведения в обязательном медицинском страховании.

Приоритетными положениями нового Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» являются:

возможность выбора страховой медицинской организации застрахованным гражданином, а не работодателем (для работающих) или органами власти субъектов РФ (для неработающих);

возможность выбора лечебного учреждения (как государственного, так и частного)  и врача (в том числе семейного);

выдача полиса ОМС единого образца (теперь не потребуется его замена при смене страховой медицинской организации или места жительства);

конкретизация требований к межтерриториальным расчетам за оказанную медицинскую помощь, что гарантирует застрахованным получение медицинской помощи не только в том субъекте РФ, где получен полис ОМС, но и на всей территории России.

В целях обеспечения выбора лицом, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, медицинской организации и страховой медицинской организации законодательно устанавливается обязанность обнародовать на своих сайтах территориальными отделениями фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) перечни указанных организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, информацию об их деятельности, оказываемых услугах и результатах работы.

Снимаются излишние административные барьеры для работодателей - страхователей в системе обязательного медицинского страхования:

отпала необходимость работодателей заключать договора страхования по обязательному медицинскому страхованию со страховыми медицинскими организациями;

отпала необходимость регистрироваться в территориальном фонде обязательного медицинского страхования (учет плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование будет осуществлять теперь Пенсионный фонд Российской Федерации).

Устанавливаются принципы делегирования федеральных полномочий по реализации базовой программы обязательного медицинского страхования органам государственной власти субъектов РФ. Финансовое обеспечение переданных полномочий по обязательному медицинскому страхованию будет осуществляться за счет субвенций, предоставленных по единой методике для всех субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 3 нового закона об обязательном медицинском страховании контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления страховых взносов, уплачиваемых в фонд обязательного медицинского страхования теперь возлагается на ПФР.

Поэтому теперь по всем вопросам исчисления и перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, страхователям необходимо обращаться в территориальные органы ПФР.

В рамках нового закона об обязательном медицинском страховании за субъектами РФ остается право осуществлять дополнительное финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования (сверх полученных субвенций), а также включать дополнительные виды и объемы медицинской помощи, финансовое обеспечение которых будет осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование.

Новым законом об обязательном медицинском страховании предусмотрена передача полномочий по организации оказания медицинской помощи с уровня местного самоуправления органам власти субъектов РФ, что обеспечит более эффективную организацию медицинской помощи в субъектах Российской Федерации.

Следующая особенность нового закона об обязательном медицинском страховании - одноканальное финансирование системы обязательного медицинского страхования. С 2013 года становится обязательным переход на «одноканальное финансирование» медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования.

В настоящее время у нас в стране действует бюджетно-страховая модель финансирования государственной системы здравоохранения. Эта модель основана на привлечении средств бюджетной системы всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

Переход к одноканальной форме финансирования здравоохранения, в соответствии с  положениями нового закона об обязательном медицинском страховании,  предполагает, что всё финансирование пойдет из системы обязательного медицинского страхования (ФОМСа). При этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных страховых медицинских услуг.

Преимущества одноканального финансирования из системы обязательного медицинского страхования:

Во-первых, одноканальность обеспечит финансирование всей медицинской помощи в полном объеме с учетом реальных затрат медицинских учреждений. В настоящее время тарифы в системе обязательного медицинского страхования формируются на основе планируемых объемов медицинской помощи и выделяемого финансирования. Одноканальное финансирование позволит заменить данный подход расчетом стоимости лечения по законченному случаю по стандартам медицинской помощи. Переход к оплате за проделанную работу приведет к изменению структуры и качества самой медицинской помощи.

Во-вторых, одноканальное финансирование нацелено на обеспечение принципа экстерриториальности, т.е. доступности медицинских страховых услуг для всех граждан независимо от места их жительства.

В-третьих, одноканальность финансирования обязательного медицинского страхования позволит «повысить эффективность расходования бюджетных средств в системе здравоохранения, что особенно актуально в сложившихся экономических условиях».

Введение таких норм в обязательное медицинское страхование, очень скоро должны будут почувствовать и обычные пациенты.

Это произойдет вследствие того, что новый закон об обязательном медицинском страховании поможет решить две важнейшие задачи:

в первую очередь во главу угла ставятся интересы застрахованного. Гражданам предоставлен выбор и страховой компании, и лечебного учреждения, и врача. Естественно, чтобы сделать правильный выбор, нужна объективная и полная информация. Страховые компании и территориальные фонды обязательного медицинского страхования должны обеспечить застрахованных этой информацией;

второй важнейший аспект нового закона об обязательном медицинском страховании в том, что закладывается база по созданию конкурентной среды в системе обязательного медицинского страхования, чего ранее не было вообще. Теперь и страховая компания, и медицинская организация будут непосредственно заинтересованы в привлечении и качественном обслуживании застрахованного. От застрахованного должно зависеть и их благополучие.

Предлагаемая новым законом модель обязательного медицинского страхования в определенной мере напоминает систему медицинского страхования, принятую сейчас в Германии.

Раньше там была система больничных касс, которые сами собирали доходы. С 2009 года все средства начали поступать в единый фонд, который потом распределяется между больничными кассами по подушевому принципу. Пациент при этом выбирает, к какой больничной кассе прикрепиться.

Предполагается, что у нас функции такого единого фонда будет выполнять федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Однако распределение будет двойное – сначала мы отдадим средства в регионы, а потом регион распределит деньги между страховыми компаниями. Пациент при этом будет свободен в выборе страховой компании.

В полисе обязательного медицинского страхования, имеющемся на руках застрахованных, указаны реквизиты страховой медицинской организации, которая и осуществляет по закону защиту прав застрахованных. Гражданин вправе обратиться к своему страховщику по любому вопросу, касающемуся реализации его права на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, или предъявить претензии в случае нарушения этого права.

Более того, страховщик в системе обязательного медицинского страхования представляет по доверенности застрахованного и защищает его интересы и права на получение медицинской помощи в медицинских учреждениях. В случае нанесения вреда здоровью застрахованного по вине лечебного учреждения страховая медицинская организация вправе обратиться в суд для привлечения к ответственности юридических или физических лиц.


Заместитель директора

Филиала по г.Назрань, Назрановскому и

Джейрахскому районам ТФ ОМС РИ

Таршхоев И.З.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2018 Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия. Все права защищены.