9 октября на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья были рассмотрены внесенные Правительством Российской Федерации важнейшие законопроекты бюджетного пакета: № 802503-7 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и № 802505-7 «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В заседании приняли участие депутаты – члены Комитета по охране здоровья, представители Минфина России, Минздрава России, ФОМС, Счетной палаты. Директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Светлана Гашкина сообщила, что приоритеты бюджетной политики ориентированы на реализацию национальных целей, а самый масштабный рост запланирован по отраслям социальной сферы и мерам социальной поддержки населения. Расходы на реализацию национального проекта «Здравоохранение» в сравнении с текущим годом (160 млрд рублей) увеличатся и составят в 2020 году почти 300 млрд рублей, в 2021 году – 240 млрд рублей, в 2022 году – 253 млрд рублей.
Директор Финансово-экономического департамента Минздрава России Наталья Сибирякова подчеркнула существенный рост ассигнований на государственную программу «Развитие здравоохранения», которые в текущем году составляют 577 млрд рублей, а в 2020 году увеличатся почти до 842 млрд рублей. К слабым местам реализации нацпроекта она отнесла недостаточную эффективность взаимодействия с регионами, изменение установленных правил и параметров субъектами Российской Федерации, сложности в строительстве отдельных объектов.
Директор Департамента аудита социальной сферы и науки Счетной палаты Российской Федерации Светлана Меркушина отметила риски не достижения целевых показателей, отсутствие проектно-сметной документации по многим инвестиционным объектам, большие товарные запасы лекарственных средств в регионах, сроки реализации которых могут истечь.
Члены Комитета признали оптимистичный характер трехлетнего бюджета. Председатель Комитета Дмитрий Морозов выразил надежду, что средства, которые по поручению Президента выделены на амбулаторное лечение больных после инфарктов и инсультов, будут потрачены эффективно и принесут ощутимое снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
Депутаты Государственной Думы в своих вопросах и выступлениях обозначили целый ряд нерешенных проблем. Несмотря на абсолютный рост расходов, не реализовано положение Послания Президента Российской Федерации от 1 марта 2018 года о направлении на развитие здравоохранения из всех источников в 2019-2024 годах ежегодно более 4% ВВП.
Недостаточное финансирование федеральных клиник ведет к разрушению их научного потенциала. Нет системного решения вопроса с применением крайне низкого федерального норматива на одного льготополучателя в месяц (860,6 рублей). Недостаточны меры по строительству ФАПов, софинансированию санитарной авиации, лечению больных онкогематологическими заболеваниями, не исполнено поручение Презизента об освобождении медицинских организаций здравоохранения от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога, отсутствуют инвестиционные объекты психиатрического профиля. Также поставлены вопросы о необходимости провести инвентаризацию недостроенных медицинских объектов и повысить прозрачность ФАИП.
Член Комитета Александр Петров обратил внимание на недостатки государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»: некорректная формулировка цели, отсутствие подпрограммы по развитию биомедицинских клеточных продуктов, нет закона о медицинских изделиях.
Параметры бюджета Федерального фонда ОМС озвучила заместитель Председателя ФОМС Ирина Соколова. Расходы Фонда растут и в 2020 году составят 2,37 трлн рублей, в 2021 году – 2,5 трлн рублей, в 2022 году – более 2,65 трлн рублей. Субвенция на выполнение территориальных программ ОМС в отличие от прошлых лет будет включать финансовое обеспечение по проводимым в амбулаторных условиях дорогостоящим диагностическим и лабораторным исследованиям (КТ, МРТ, УЗИ и другие). В составе нормированного страхового запаса бюджета Фонда предусмотрены ассигнования на стимулирующие выплаты медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации населения.
Члены Комитета вновь акцентировали внимание на низких уровнях заработной платы в первичном звене, которая сильно отстает от среднего уровня в регионе и уровня краевых и областных больниц, а также на росте просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций. Тамара Фролова подчеркнула исчерпание возможностей финансировать растущие расходы за счет ресурсов системы ОМС и внесла предложение вернуться к обсуждению вопроса о необходимости повышения тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Председатель Комитета отметил необходимость и депутатам, и Минздраву работать с регионами и объявил о следующем заседании Комитета 16 октября, на котором будет рассмотрено распределение межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации.
На этом же заседании Комитет поддержал законопроект № 797249-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевой продукции», внесенный руководителями Государственной Думы и Совета Федерации. «Это пример закона прямого действия. Положения законопроекта долго дискутировались. Они носят важнейший характер, поскольку направлены на обеспечение горячим питанием в школах и сохранение здоровья учащихся», – подчеркнул Дмитрий Морозов.
Источник: Комитет Государственной Думы по охране здоровья
по вопросам обязательного медицинского страхования