ОНФ сформировал резолюцию по итогам форума

8 сентября 2015 - Администратор

Завершился форум ОНФ «За качественную и доступную медицину!». В течение первого дня участники форума обсуждали проблемы в практическом здравоохранении, а сегодня практически те же проблемы звучали в качестве вопросов лидеру ОНФ — Владимиру Путину. Результатом бурных дискуссий стала принятая к концу дня резолюция.

В первый день с трибун залов «Экспоцентра» звучала в основном критика в адрес организаторов здравоохранения. Как сообщил сопредседатель центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин прибывшему на форум президенту, «в ОНФ никогда таких жарких дискуссий еще не было». «Критика чуть зашкаливала и настроение было у нас не очень», — сказал Путину Леонид Рошаль. Сегодня накал страстей уменьшился, и председатель НМП Леонид Рошаль, как бы продолжая реплику Владимира Путина о финансировании системы здравоохранения в среднем на уровне 3,6 % ВВП, обратился  нему с просьбой: «Вы сказали, что в следующем году финансирование будет чуть-чуть пониже. А нам хотелось бы чуть-чуть повыше. Сейчас с современной техникой финансовая нагрузка сильно возросла — ее нужно содержать. Что делать, если не будет денег?».

Этот вопрос был продолжением вчерашнего разговора, когда в очередной раз звучало требование усилить контроль за закупкой и использованием дорогостоящего медоборудования и недопущения его простоев: «Необходимо изучить реальные потребности медицинских учреждений и перераспределить простаивающее оборудование в соответствии с нуждами регионов». Кроме затраченных средств на приобретение, государство тратит немалые средства на ремонт и сервисное обслуживание. И уже в ближайшие пару лет стоимость расходов на содержание оборудования вырастет в несколько раз, так как по большинству аппаратов закончатся гарантийные сроки. При этом сейчас отсутствует даже нормативная документация, регламентирующая эту деятельность.

Вообще, предложения, звучавшие на форуме, по задумке его организаторов, должны войти в резолюцию и стать руководством к действию всех заинтересованных министерств и ведомств. Причем, это не только Министерство здравоохранения. Так, директор Детской юношеской спортивной школы «Борец» Москомспорта, заслуженный тренер РФ Игорь Куринной предложил разработать принципиально новую систему оценки здоровья с индексом здоровья населения, который бы объективно мог оценивать физическое и психологическое состояние граждан и позволил бы объединить работу разных федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья: «Сейчас здоровье нации в нашей стране оценивается либо по статистике смертности, либо по продолжительности жизни. Оба этих показателя касаются только сферы Минздрава. Но они слабо связаны непосредственно со здоровьем людей. Необходимо разработать индекс здоровья, который учитывал бы также и такие показатели, как занятия граждан спортом, вовлеченность в туризм, результаты сдачи ГТО, уровень удовлетворённости людей предоставляемой медпомощью и другие показатели работы системы здравоохранения. Этот индекс должен складываться из показателей работы разных государственных ведомств: Минздрава, Минобразования, Минтруда, Росздравназдора, Минспорта и др. И его следует использовать при анализе качества жизни в регионах, включив его в число критериев, оценивающих эффективность работы губернаторов».

Участник форума ОНФ — участковый терапевт городской поликлиники № 4 Красноярска Алевтина Хориняк предложила для облегчения страданий онкологических больных организовать кабинеты неотложной помощи, чтобы снизить волну самоубийств пациентов с онкологическими заболеваниями: «Онкологический больной, испытывающий боль, может обратиться только к своему лечащему врачу, — рассказала в кулуарах форума Алевтина Хориняк. — Однако если приступ случился в нерабочее время, в выходные дни или в других ситуациях, когда наблюдающий его доктор отсутствует, то онкобольной остается наедине со своей болью». Она пояснила, что таким пациентам не могут помочь врачи «скорой помощи». Во-первых, врачи «скорой помощи» не обладают соответствующими обезболивающими препаратами, а, во-вторых, боли у онкобольного не считаются экстренными случаями.

Вообще, надо создавать стратегию развития паллиативной помощи взрослым и детям в России. Она должна охватывать все — от обезболивания и кадровой политики до финансирования и межведомственного взаимодействия с планом мероприятий по реализации стратегии, сроками и ответственными органами власти. С таким предложением выступила на площадке по лекарственному обеспечению форума президент фонда помощи хосписам «Вера» Нюта (Анна) Федермессер: «Паллиативная помощь — это комплексная забота о пациенте, которого нельзя вылечить, но которому можно помочь, — сказала Анна Федермессер. — Такая помощь коснется 75% наших сограждан. Но лекарства и наличие коек сами по себе никому не помогут, и комплексная помощь — это преемственность в ведении пациента, это профессиональный и милосердный врач, это доступность обезболивания. Это также взаимодействие с социальными службами, возможность получить помощь на дому — в городе ты живешь или в деревне».

Медицинский советник нефтегазовой компании, ранее — врач-анестезиолог Татьяна Башлыкова предложила дополнить программы медицинских вузов новыми востребованными специальностями, такими, как операторы высокотехнологичного медицинского оборудования, специалисты по оказанию паллиативной помощи, управленцы, IT-специалистах и т.д. Кроме того, требует решения в сфере образования проблема слабого управленческого уровня руководителей.

В детском здравоохранении предложено упростить процедуру проведения клинических исследований лекарственных препаратов, применяемых при реанимации новорожденных, которые уже прошли исследования за рубежом — с таким предложением выступила главный врач городской клинической больницы № 64 Москвы, заслуженный врач РФ Ольга Шарапова.

В реанимации новорожденных в России используются дорогие иностранные лекарства, которые поставляются только во взрослых дозировках. Фармкомпаниям не выгодно ввозить их в детских дозировках из-за сложности процедуры клинических исследований в нашей стране и из-за того, что они меньше востребованы, чем лекарства для взрослых.

На этой же площадке предложили организовать в аптеках «социальную аптечную полку» и располагать ее на видном месте, где будут представлены недорогие и эффективные препараты для лечения наиболее распространенных болезней. Эксперт ОНФ, генеральный директор ООО «МЕДАРГО», вице-президент Торгово-промышленной палаты Московской области Вадим Винокуров сказал: «Аптекам выгодно выставлять на первый ряд дорогие лекарства, так как аптечная наценка рассчитывается из процента от стоимости препарата. При этом дешевые лекарственные средства, к примеру, активированный уголь, парацетамол, антигриппин, цитрамон, аспирин и другие, задвигаются на дальние полки, а зачастую и просто не закупаются аптеками». Кроме того, в минимальном ассортименте лекарственных препаратов для аптек он предложил указывать не международные непатентованные наименования (МНН) препаратов, а торговые, тем самым обязать аптеки включать дешевые лекарства в ассортимент. При этом законодательно закрепить аптечную наценку на такие лекарства — не более 20%. Нужно также разрешить врачам выписывать в рецептах лекарства из этого перечня вместе с указанием международного непатентованного наименования препарата. А право формирования такой «социальной аптечной полки» нужно передать в регионы.

А представитель регионального штаба ОНФ в Ростовской области Алексей Иванов предложил создать информационную базу льготных лекарств. Очень трудный и зачастую унизительный для гражданина процесс получения необходимого ему лекарственного препарата по рецепту — источник постоянного раздражения и недовольства миллионов льготников. Поэтому для облегчения получения пациентами необходимых лекарств предлагается создать специальную электронную базу, в которой будет автоматически отражаться наличие льготных лекарств в аптеках. Информация могла бы размещаться на официальных сайтах региональных отделений Минздрава. По мнению Алексея Иванова, имеется еще одна проблема при получении льготных лекарств. Терапевт, страхуясь, выписывает более дешевый препарат, потому что он не уверен, будет ли более дорогое льготное лекарство в аптеке. Между тем, многие дешевые препараты не такие эффективные, как более дорогие аналоги.

Ужесточить требования для находящихся на рынке дженериков и исключить из государственного реестра лекарственных препаратов зарегистрированные без проведения исследований биоэквивалентности, предложил председатель правления «Калужский фармацевтический кластер» Иван Глушков: «Обращающиеся на российском фармацевтическом рынке дженерики могут быть менее эффективными, нежели оригинальные препараты, — рассказал он. — А потому люди предпочитают переплачивать за оригиналы. Тогда как в большинстве развитых стран мира дженерики широко используются и государством и пациентами, так как не уступают по качеству и эффективности оригинальным препаратам». Это происходит потому, что российское законодательство допускает присутствие на рынке лекарственных препаратов без проведения исследования биоэквивалентности – это препараты, выведенные на рынок 5 и более лет назад – до вступления в силу закона «Об обращении лекарственных средств». Таких дженериков на рынке – около 25%, каждая четвертая упаковка. Для них разброс концентрации действующего вещества в крови может отличаться на 30% и более». Министерство здравоохранения должно повысить требования к качеству дженериков, ограничив обращение на рынке лекарственных препаратов, не обеспечивающих необходимый уровень эффективности и безопасности.

Главным вопросом для дискуссий была оптимизация системы здравоохранения. Как считают в ОНФ, «оптимизация без четкого обоснования и расчета последствий принимаемых решений негативно влияет на доступность и качество медицинской помощи, а также на психологический климат в медицинском сообществе».

На форуме были обобщены все предложения и на их основании составлена резолюция по пяти направлениям.

1.        «Доступность и качество медицинской помощи: итоги оптимизации»

-проанализировать ход оптимизации в регионах с целью выработки мер, направленных на повышение доступности предоставляемых медицинских услуг;

— наложить мораторий на закрытие медицинских учреждений, находящихся на сельских территориях и отдаленных территориях;

— обратить внимание на совершенствование системы общественной и экспертной оценки работы медицинских организаций с целью повышения качества предоставляемых медицинских услуг;

— активизировать внедрение новых технологий в работу медицинских организаций;

— разработать комплекс мер, направленных на повышение информированности населения о государственных медицинских услугах;

— выработать и реализовать комплекс мер, направленных на сокращение объема платных услуг в системе здравоохранения;

— усовершенствовать работу скорой медицинской помощи, изменив механизм финансирования, а именно вывести из системы ОМС и перевести на бюджетное финансирование;

— рассмотреть возможность внесения изменений в Уголовный кодекс РФ в части усиления ответственности за нападение на врачей и фельдшеров при исполнении ими своих служебных обязанностей;

— не допустить необоснованное замещение в государственных медучреждениях бесплатных услуг платными;

— признать работу домовых хозяйств неэффективной и не призванной к оказанию медицинской помощи;

— создать стимулы для привлечения медработников в малонаселенные пункты, запустив программу «Земский фельдшер» на федеральном уровне;

— внести в список обязанностей властей обеспечить парковочное пространство для пациентов возле медицинских учреждений.

2. «Система подготовки медицинских кадров для нового качества здравоохранения»

сделать акцент на подготовке специалистов, востребованных современной системой здравоохранения для успешной реализации задач информатизации, управления и высокотехнологичной медпомощи;

-разработать комплекс мер и рекомендаций, направленных на повышении культуры общения врача и пациента, обратив особое внимание на соблюдение пациентами врачебных рекомендаций; ввести в законодательство понятие «ответственность пациента»;

-в рамках повышения эффективности бюджетных трат в системе образования медицинских кадров проанализировать расходование средств на повышение квалификации врачей, подготовку и переподготовку кадров;

-расширить действия программы «Земский доктор» на малые города, численностью до 50 тыс. человек, а также полностью снять возрастной ценз;

-в качестве меры по повышению уровня подготовки и преодолению дефицита медицинских кадров, в том числе первичного звена, предпринять меры по повышению ответственности глав регионов и муниципалитетов за трудоустройство молодых специалистов, получивших образование по «целевому» набору от своих регионов;

-решить вопрос о клинических базах, вернуть в программу подготовки врачей прохождение студентами практики на базе клинических кафедр;

-разработать методику, обеспечивающую взвешенное и обоснованное принятие решений об объединении медицинских высших учебных заведений с федеральными университетами;

-рассмотреть возможность внедрения повсеместной для системы здравоохранения практики замещения вакантных должностей исключительно на конкурсной основе и с учетом мнения медицинского сообщества; ввести ответственность региональных властей за соблюдение данного порядка.

3. «Экономика и управление системой охраны здоровья: устойчивость и развитие»

Необходимо провести инвентаризацию всех средств сферы здравоохранения на федеральном и региональном уровне. Конкретизировать оказание обязательной медицинской помощи.

Проанализировать и составить реестр данных по статистике заболеваемости населения и льготных категорий граждан.

— провести анализ оптимизации здравоохранения и выработать комплекс мер по созданию критериев экономической эффективности и неэффективности медорганизаций;

— необходимо увеличить прозрачность и открытость при разработке и исполнении госпрограмм, а также повысить ответственность чиновников за принимаемые решения.

— разработать механизм по повышению эффективности трат в сфере здравоохранения за счет повышения государственного контроля;

— актуализировать и усилить систему государственного контроля;

— провести аудит деятельности, включая экономическую, работы страховых медицинских организаций в системе ОМС, а также прозрачности деятельности ФОМС;

— создать механизм регулирования стоимости платных медицинских услуг, оказываемых в государственных и частных медицинских организациях и найти решение проблемы двойного списания денежных средств за счет ОМС;

— усилить работу по исполнению указов и поручений президента в части управления системой здравоохранения.

4. «Детское здравоохранение – актуальные проблемы сохранения здоровья нации»

проанализировать итоги работы по проведению диспансеризации населения и предложить методики по повышению её эффективности;

-проработать меры по недопущению сокращения объемов медицинской помощи в образовательных учреждениях;

-рассмотреть возможность расширения календаря детских прививок;

-в целях привития гражданам культуры здоровья разработать и внедрить систему социально-экономической мотивации граждан к сохранению и укреплению своего здоровья;

-проанализировать итоги Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями и выработать предложения по продолжению работы в данном направлении, в том числе в направлении усиления пропаганды здорового питания населения;

-обратить внимание на необходимость активного привлечения общественных и профессиональных медицинских организаций к работе по популяризации среди населения основ здорового образа жизни и профилактики вредных привычек;

-разработать индекс здоровья нации как многоаспектный индикатор здоровья населения;

-проанализировать и пересмотреть формат работы Центров здоровья, повысив их эффективность.

5. «Лекарственное и технологическое обеспечение здравоохранения — резерв для повышения доступности и качества медицинской помощи»

усилить взаимодействие всех ответственных органов в целях ускорения процессов импортозамещения в сфере здравоохранения;

-разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности механизма госзакупок лекарственных препаратов и медоборудования;

-повысить уровень обеспеченности лекарственными препаратами льготных категорий граждан;

-усилить контроль за ценообразованием и качеством лекарственных препаратов на всех стадиях производства;

-создать условия для упрощения внедрения новых научных разработок и технологий в здравоохранении;

-принять меры по сохранению доступности иностранных лекарств, технических средств и материалов, одновременно ускорив вывод на отечественный рынок и в госзакупки отечественных препаратов;

-принять меры к обеспечению обезболивающими средствами онкологически больных людей, в том числе детскими дозировками;

-рассмотреть вопрос целесообразности монетизации льгот как неэффективных трат бюджетов;

-ускорить принятие постановления правительства Российской Федерации «Третий лишний» в части установления ограничений допуска лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП и происходящих из иностранных государств, для целей госзакупок;

-создать систему долгосрочной оценки потребностей российского здравоохранения в лекарственных препаратах;

-разработать Комплексную программу развития биомедицины в Российской Федерации с целью создания и внедрения в медицинскую практику новых методов и средств раннего предупреждения заболеваний, охраны и укрепления здоровья;

-обеспечить приоритетную регистрацию стратегически значимых и жизненно важных лекарств отечественного производства.

 

Источник: Доктор Питер

 

© 2024ТФ ОМС РИ. Все права защищены.