Пилотный проект «Бережливая поликлиника», реализуемый с 2016 года позволил сосредоточиться на решении систематических проблем самого востребованного гражданами вида медицинской помощи – в поликлиническом звене, и пробовать новые эффективные механизмы поддержки и сопровождения застрахованных лиц.
Основная цель пилотного проекта состояла в повышении доступности первичной медико-санитарной помощи и устранении временных потерь для населения при обращении в поликлиники, участвующих в сфере обязательного медицинского страхования.
Реализация пилотного проекта «Бережливая поликлиника» началась с октября 2016 года в трех субъектах Российской Федерации: Ярославская и Калининградская области и город Севастополь. В 2017 году в проекте приняли участие 40 субъектов Российской Федерации, 301 медицинская организация (125 детских и 176 взрослых поликлиник).
С 2018 года модель оказания бережливого производства реализуется в рамках нового приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» во всех субъектах Российской Федерации.
За счет средств обязательного медицинского страхования за период реализации проекта было улучшено материально-техническое оснащение поликлиник на общую сумму свыше 1,3 млрд. рублей, в том числе приобретено и отремонтировано медицинское оборудование, в целях повышения качества оказания медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами и порядками. Также проведен текущий ремонт поликлиник, приобретена новая мебель.
Страховые медицинские организации изготовили и разместили в поликлиниках наглядную информацию (стенды, плакаты, памятки, листовки). Были созданы офисы страховых представителей непосредственно в медицинских организациях для консультирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании медицинской помощи. Страховые представители совместно с медицинскими работниками проводили консультации для пациентов, контролировали доступность медицинской помощи, помогали организовать оптимальную маршрутизацию, обеспечивали сопровождение и поддержку пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи по полису ОМС.
В поликлиниках размещены иллюстрированные информационные стенды, на которых указывается информация об отделениях, кабинетах и общественных зонах с группировкой по этажам. Это позволило сделать навигацию пациентов более простой и понятной. Также был обеспечен выпуск полиграфической продукции и видеороликов по диспансеризации, здоровому образу жизни и профилактике неинфекционных заболеваний.
Для записи на прием к специалистам и получения информации о результатах исследований приобретены и установлены инфоматы и телевизионные панели в поликлиниках-участниках проекта, проведены обучающие курсы с врачами, медицинскими сестрами и работниками регистратур по безконфликтному общению с пациентами.
Одной из страховых компаний в 13 регионах внедрена новая технология мгоновенной помощи застрахованным гражданам непосредственно в поликлинике, посредством установленного прямого телефона со страховым представителем.
Были разработаны формы опросов застрахованных лиц по вопросам: доступность и качество медицинской помощи участковых терапевтов и педиатров и в целом в поликлинике, удовлетворенность временем ожидания приема в поликлинике и при прохождении обследований, возможность и сроки прохождения профосмотров и диспансеризации. Отдельно пациенты оценивали работу регистратуры, лабораторных служб. Это помогло начать выстраивать процесс бережливого производства с учетом оценки и запросов населения.
Результаты опросов показали, что в ходе реализации пилотного проекта удовлетворенность застрахованных лиц работой регистратуры достигла 90%, увеличилась в 2,5 раза доступность медицинской помощи, оказываемой врачами-специалистами; почти в 2 раза выросли удовлетворенность пациентами сроками ожидания лабораторных и инструментальных исследований, работой врачей и среднего медицинского персонала.
Время, затрачиваемое на прохождение диспансеризации, сократилось почти в 6 раз, на прохождение профилактического медицинского осмотра ребенком в возрасте до 1 года – в 2 раза. Уменьшились сроки ожидания первичной и специализированной медицинской помощи, что привело к возможности в кратчайшие сроки установить диагноз и начать лечение и избежать осложнений и утяжелений заболеваний.
Таким образом, без значительных финансовых затрат, обеспечив только более внимательную и удобную работу с населением, поликлиники при помощи специалистов фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, смогли значительно повысить уровень доступности медицинской помощи и соответственно удовлетворенности пациентов.
За время реализации проекта страховыми медицинскими организациями было проведено почти 7,5 тыс. опросов об удовлетворенности застрахованных лиц доступностью и качеством медицинской помощи, опрошено свыше 248 тыс. застрахованных.
Мониторинг удовлетворенности застрахованных лиц доступностью и качеством медицинской помощи в медицинских организациях, показал:
- уровень удовлетворенности застрахованных лиц организацией медицинской помощи в медицинской организации вырос в среднем с 66,3% до 73,1%;
- уровень удовлетворенности застрахованных лиц в рамках прохождения диспансеризации вырос с 55% до 63,4%.
По результатам проекта «Бережливая поликлиника» время получения медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях сократилось в среднем на 34,8 минут. Количество пациентов на приеме участкового врача в тех медицинских организациях, которые реализовали мероприятия, предполагающие такой контрольный показатель, увеличилось в среднем на 4,5 человек.
Источник: http://ffoms.ru/news/ffoms/predsedatel-federalnogo-fonda-oms-n-n-stadchenko-prinyala-uchastie-v-otkrytii-obuchayushchego-trenin/
по вопросам обязательного медицинского страхования