Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Баланин в рамках 2-го Национального Конгресса «НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ-2023» представил основные параметры Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые будут являться основой работы на 2024 год.
Формируемые ресурсы системы ОМС напрямую зависят от прогнозных параметров социально-экономического развития Российской Федерации. Минздравом России и Федеральным фондом ОМС принимаются максимально возможные меры по увеличению объема средств, направляемых на оказание медицинской помощи, обеспечивающих ее качество и доступность.
Общий объем доходов бюджета ФОМС на 2024 год планируется в размере 3,7 трлн. рублей. Расходы бюджета ФОМС запланированы на 2024 год в объеме 3,9 трлн. рублей. С 2020 года ресурсы бюджета возрастут более чем на 1 трлн. рублей, что способно обеспечить выполнение социальных обязательств, планируемых в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в расширяющихся масштабах. На реализацию базовой программы ОМС в субъектах Российской Федерации в 2024 году будет направлена субвенция в размере 3,1 трлн. рублей с наибольшим ежегодным приростом за последние годы – на 13,6%.
Также основным элементом в структуре расходов Фонда финансирование федеральных медицинских организаций. Значительный рост затрат (на 13,6%) на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС федеральными медицинскими организациями обусловлен увеличением доли высокотехнологичной медицинской помощи и доли сложных, тяжелых случаев лечения в общем объеме медицинской помощи, оказанной такими организациями. Одним из немаловажных элементов структуры расходов ФОМС является оплата высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС.
С 2017 года Федеральным фондом ОМС осуществляется прямое финансирование федеральных клиник (с 2020 года – также и частных медицинских организаций) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС, которая включает в себя наиболее сложные, дорогостоящие и менее растиражированные методы ВМП для лечения тяжелых заболеваний.
Кроме того, в структуре расходов бюджета Фонда выделен нормированный страховой запас, запланированный на:
- оказание медицинской помощи застрахованным лицам в новых регионах;
- устранение кадрового дефицита;
- стимулирующие выплаты за выявление онкологических заболеваний;
- развитие ГИС ОМС.
Для обеспечения финансовой устойчивости необходимо разумно и эффективно использовать доступные ресурсы. Это подразумевает ясное определение приоритетных направлений развития и расходования средств, чтобы удовлетворить требования и потребности наиболее важных областей.
2024 год год будет отмечен самым значительным увеличением субвенции за 5 лет + 373,3 млрд рублей, которое обеспечит:
- целевые показатели по заработной плате с учетом доли средств ОМС в общем фонде оплаты труда;
- увеличение остальных расходов медицинских организаций на индекс потребительских цен.
Решением Правительства Российской Федерации в расчет субвенции введен новый коэффициент доступности медицинской помощи, который учитывает особенности регионов с низкой плотностью населения и наличием труднодоступных и отдаленных местностей. Введение нового коэффициента обеспечивает увеличение субвенции в 2024 году на 22,4 млрд рублей и выравнивает распределение субвенции по регионам с учетом указанных особенностей. Это регионы Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов. Помимо этого, ежегодно принимаются дополнительные меры по стабилизации финансового обеспечения системы ОМС.
На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция в базовой программе ОМС, где основной акцент делается на приоритетном развитии и улучшении медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях. В 2024 году ожидается сохранение данного тренда. Основное внимание и ресурсы будут направлены на развитие и модернизацию амбулаторных учреждений, чтобы обеспечить населению широкий доступ к высококачественной медицинской помощи вне стационарных условий. Для этих целей финансирования амбулаторного звена увеличено на 176,9 млрд. рублей (или около 17 %). Доля расходов на скорую медицинскую помощь, а также медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, осталась примерно на уровне 2023 году. При этом обеспечен рост финансового обеспечения на указанную медицинскую помощь.
В Программе госгарантий для исполнения национального проекта «Здравоохранение» заложено прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации 70% населения. Программой предусмотрено выравнивание подушевых нормативов финансирования для городских и сельских медицинских организаций, что также окажет значительное влияние на стабильную работу сельской медицины. Нормативы финансовых затрат на профилактические осмотры и диспансеризацию увеличены и включают в том числе дополнительное исследование на антитела к вирусу гепатита C и профилактические мероприятия для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин.
Впервые выделены нормативы объема диспансерного наблюдения по сахарному диабету; болезням системы кровообращения и онкологии. Пациенты с данными хроническими заболеваниями смогут осуществить более 33 млн комплексных посещений узкопрофильных специалистов для профилактики обострений заболеваний и предупреждения их осложнений. При проведении маммографических исследований стало возможно применение технологий искусственного интеллекта. Усилена роль телемедицинских консультаций для приближения ко всем гражданам вне зависимости от региона узкопрофильной квалифицированной помощи, оказываемой в том числе и ведущими научными центрами страны. С целью индивидуального подхода к диагностике и лечению больных с онкологическими заболеваниями на 15% увеличены объемы для молекулярно-генетических и патологоанатомических исследований.
Впервые за счет средств ОМС для комплексной оценки состояния здоровья пациента предусмотрена возможность проведения консультирования медицинским психологом. Объемы медицинской помощи по профилю «Медицинская реабилитация» в амбулаторных условиях увеличились по сравнению с 2023 годом более чем на 5%. С опережением показателей Минэкономразвития России проиндексированы нормативы финансовых затрат на оказание скорой медицинской помощи.
В части медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, почти на 3% по сравнению с 2023 годом увеличилась доступность процедур экстракорпорального оплодотворения. При этом, установлены дополнительные критерии качества медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Пересчитаны нормативы финансовых затрат для лечения вирусного гепатита С в дневном стационаре.
В дневном и круглосуточном стационарах лечение по профилю «Онкология» смогут пройти на более чем 200 тыс. пациентов больше, чем в 2023 году. Кроме того, будет установлены обязательные условия по проведению молекулярно-генетических исследований для назначения отдельных таргетных лекарственных препаратов для проведения противоопухолевой лекарственной терапии. Значительно увеличены тарифы на проведение лапароскопических операций.
Продолжена работа по переводу растиражированных методов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу обязательного медицинского страхования. Большее количество женщин сможет получить лечение с применением сложных и технологически затратных методов лечения по акушерству и гинекологии, а дети – поликомпонентное лечение дорогостоящими генно-инженерными биологическими препаратами. Пристальное внимание будет уделено бесперебойности организации оказания медицинской помощи во внеочередном порядке ветеранам боевых действий.
В части специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями увеличены нормативы финансовых затрат и нормативы объема по профилю «Онкология», нормативы объемов по ЭКО. Изменены подходы к установлению коэффициента специфики оказания медицинской помощи в целях стимулирования федеральных медицинских организаций к оказанию медицинской помощи пациентам с затратоемкими и тяжелыми случаями заболеваний.
За прошедшие годы с момента прямого финансирования федеральных клиник установлены прозрачные показания для получения специализированной медицинской помощи в таких организациях, а также предусмотрена возможность застрахованного лица для самостоятельного обращения при наличии результатов исследований и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи, что несомненно способствовало увеличению потока пациентов в федеральные медицинские организации, а также росту объемов и стоимости оказываемой медицинской помощи. Существенный рост финансирования федеральных организаций обусловлен как увеличением доступности медицинской помощи, так и иными механизмами, направленными на увеличение тарифов на оплату медицинской помощи. Данная мера позволила не только увеличить долю затратоемких (сложных) случаев медицинской помощи в общем объеме медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, с 22% в 2019 года до 43,8 % в текущем году.
До 2021 года наблюдалась тенденция к оказанию медицинской помощи на территории страхования, что не всегда учитывало приоритет интересов пациента. После перехода ФМО на прямое финансирование из бюджета Федерального фонда отмечается тенденция к экстерриториальному принципу оказания медицинской помощи. Так, в 2023 году выросла доля «иногородних» пациентов в общем объеме оказанной медицинской помощи с 28,7% в 2019 году до 36,5% в 2023 году. При этом в национальных медицинских исследовательских центрах доля «иногородних» в 2023 году составляет 59%.
Еще одним существенным изменением в отношении оказываемой федеральными медицинскими организациями медицинской помощи стало погружение в базовую программу ОМС перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения. В 2022 году перечень содержал восемь методов, из них шесть применялись при сердечно-сосудистой хирургии и два – при трансплантации органов. В 2023 году перечень уникальных методов лечения содержит уже девять методов, стоимостью от 1,6 млн до 8,3 млн рублей. Данная помощь будет оказываться и 2024 году. Таким образом, у застрахованных граждан появилась возможность получения уникальной и дорогостоящей медицинской помощи бесплатно по полису ОМС. Таким образом, переход федеральных медицинских организаций на финансирование из бюджета Федерального фонда благотворно повлиял на увеличение доступности оказания медицинской помощи застрахованным лицам в ФМО, в том числе вне зависимости от территории страхования.
В настоящее время бюджет Фонда является главным средством финансового обеспечения задач и функций государства в сфере обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом. Он играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и устойчивости системы здравоохранения. Для каждого гражданина Российской Федерации обеспечена равная доступность бесплатной медицинской помощи.
Источник: https://www.ffoms.gov.ru/news/ffoms/predsedatel-foms-ilya-balanin-vystupil-na-sessii-instrumenty-finansovoy-stabilnosti-sistemy-zdravookh/
по вопросам обязательного медицинского страхования