Существующие ограничения на информирование граждан могут помешать достижению целевых показателей Национального проекта «Здравоохранение», в частности, добиться 100% охвата информированием застрахованных о праве прохождения профилактических мероприятий.
Действующий Федеральный закон «О связи», который накладывает ограничения на возможность информирования граждан, стал предметом обсуждения на селекторном совещании на площадке страховой компании «СОГАЗ-Мед» по теме: «Роль страховой медицинской организации в реализации Национального проекта «Здравоохранение». В мероприятии приняли участие Ирина Гусева, депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, член правления Федерального фонда ОМС, Светлана Кравчук, заместитель Председателя Федерального фонда ОМС и другие.
Как отметила Светлана Кравчук, согласно целевым результатам федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», входящего в нацпроект «Здравоохранение», страховые представители в 2024 году должны добиться 100% охвата застрахованных граждан информированием о прохождении профилактических мероприятий. При этом охват граждан, прошедших профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию, должен составлять 70%.
В статье 44.1 закона «О связи» говорится о том, что рассылка может быть осуществлена только при получении предварительного согласия абонента. Данное условие существенно влияет на работу и может помешать в 2024 году добиться 100% охвата по информированию граждан.
Как подчеркивает Дмитрий Кузнецов, вице-президент Всероссийского союза страховщиков: «Без изменений в федеральный закон «О связи» нам будет сложно проинформировать 100% застрахованных граждан о праве и необходимости пройти диспансеризацию. В законе предусмотрены исключения для ряда организаций, например, на оповещения от МЧС о различных природных и техногенных катастрофах не требуется согласия гражданина. И если есть возможность прописать в законе, что страховым медицинским организациям также нет необходимости заручаться согласием граждан на информирование о диспансеризации, то это сняло бы с нас ограничения и помогло бы нам добиться выполнения целевых показателей», - отметил он.
Ирина Гусева согласилась, что законодательство нуждается в изменениях, особенно если речь идет о реализации государственных задач. Она предложила рассмотреть возможность разработки необходимых предложений по изменениям в закон.
Она также призвала страховые медицинские организации давать законодателям обратную связь и по другим возможным изменениям законодательства. «Мы ближе подходим к законодательному регулированию по введению ответственности граждан за свое здоровье. Сегодня сами врачи говорят нам, что денег выделяется достаточно, но без обратной заинтересованности людей в сохранении здоровья денежные вливания не принесут положительных результатов. Поэтому нам важно понять, что нужно изменить в российском законодательстве, чтобы пациенты не искали виноватых, а занимались профилактикой», – отметила Ирина Гусева. Депутат попросила страховщиков во время встреч застрахованных со страховыми представителями мотивировать граждан к профилактическим мероприятиям и информировать законодателей с тем, чтобы те могли под эти задачи изменять нормативно-правовую базу. Ведь сегодня, по ее словам, многие относятся к заботе о своем здоровье формально. Несмотря на то, что с 2019 года работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на один рабочий день 1 раз в 3 года, а работники, получающие пенсию или достигшие предпенсионного возраста в течение 5 лет до наступления такого возраста имеют право на освобождение от работы на 2 рабочих дня ежегодно, многие просят формально поставить «галочку» о прохождении диспансеризации и спешат заниматься своими делами. Есть вопросы и к работе страховых компаний. Депутат подчеркнула важность роли страховых медицинских организаций в формировании приверженности населения к профилактике и здоровому образу жизни. «Важно, чтобы страховая медицинская организация отвечала за каждого, кто застрахован в этой компании. Нам необходимо наладить взаимодействие со всеми участниками сферы медицинского страхования, вести конструктивный диалог, чтобы обеспечить доступность и высокое качество медицинской помощи для наших граждан. Ведь жизнь и здоровье человека – это самая главная ценность», – добавила она.
Представители страховой компании «СОГАЗ-Мед» в своих докладах отметили, что сегодня, несмотря на все сложности, компания максимально использует все возможные формы индивидуального информирования граждан. В частности, в компании «СОГАЗ-Мед» информирование осуществляется по нескольким каналам: электронные письма (более 200 тыс.) в 2018 году, VIBER и СМС-оповещение (более 12,5 млн), телефонный обзвон и автообзвон (более 940 тыс.). Помимо этого, с 2018 года компания сотрудничает с ФГУП «Почта России» по централизованному информационному сопровождению застрахованных лиц, разослано почти 2 млн. почтовых сообщений. Также страховая компания продолжает искать новые каналы связи, которые увеличат эффективность информирования граждан о возможности прохождения профилактических мероприятий. Для этого уже используются емкие, лаконичные публикации на актуальные темы, соответствующие современным тенденциям - лайфхаки. Все активнее задействуются социальные сети: Инстаграм, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook.
Ирина Гусева призвала также страховые медицинские организации обмениваться друг с другом не только наработками по способам информирования граждан, но и по другим актуальным вопросам системы ОМС. Ведь сегодня роль страховых медицинских организаций многократно возросла – они являются полноправными участниками Национального проекта «Здравоохранение».
по вопросам обязательного медицинского страхования