Сложные операции перестали быть эксклюзивом федеральных клиник

13 апреля 2017 - Администратор

Управленцы ФФОМС – о том, что такое высокотехнологичная медпомощь в условиях одноканального финансирования.

Поэтапное погружение высоких медицинских технологий в систему обязательного медицинского страхования не только увеличило расходную часть бюджета ФФОМС, но и усложнило администрирование финансовых потоков. Механизм распределения госзаданий и средств на ВМП тоже изменился, что заметно усилило тревогу и непонимание среди операторов рынка высокотехнологичных медуслуг. Внести ясность Vademecum попросил чиновников федерального фонда – начальника Управления модернизации системы ОМС Ольгу Цареву и начальника Финансово‑экономического управления Антона Устюгова.

– В чем организационный и финансовый смысл разделения ВМП на ту, что включена в базовую программу ОМС, и ту, что субсидируется отдельно?

Антон Устюгов: В настоящее время вся высокотехнологичная медицинская помощь финансируется из бюджета ФФОМС, но перечень видов ВМП не зря разделен на две части. Поскольку базовая программа ОМС определяет права застрахованных на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории РФ, перечень включенных в нее видов ВМП содержит наиболее растиражированные методы лечения, применение которых возможно в большинстве лицензированных для этого медорганизаций. Перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, содержит уникальные и весьма ресурсоемкие методы лечения, использование которых возможно только в специально оснащенных медицинских учреждениях. При этом и те и другие лечебные методы считаются высокотехнологичными.

Ольга Царева: Объемы ВМП, включенной в базовую программу, распределяются региональными комиссиями – это коллегиальный орган, в состав которого входят представители исполнительной власти, ТФОМС, страховых медицинских организаций и медучреждений, медицинских профессиональных НКО, профессиональных союзов медработников. Объемы ВМП, оказываемой вне базовой программы ОМС, утверждаются учредителем медорганизации в соответствии с госзаданием в пределах бюджетных ассигнований ФФОМС.

– С 1 января 2017 года федеральные клиники, предоставляющие ВМП, начали получать соответствущие субсидии напрямую от ФФОМС, но объем госзадания по‑прежнему определяет Минздрав. Какой в этом практический смысл?

А.У.: До 2017 года финансовое обеспечение ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, осуществлялось в виде межбюджетных трансфертов федеральному бюджету из бюджета ФФОМС. Эти средства распределялись Минфином России между федеральными органами, в ведении которых находятся оказывающие ВМП медорганизации. В том числе таким же образом средства поступали и в Минздрав РФ, который затем предоставлял бюджетам субъектов РФ субсидии для софинансирования оказания ВМП в региональных медучреждениях.

В послании Президента РФ на 2016 год содержалось поручение – в целях упрощения процесса и сокращения сроков финансирования федеральных государственных учреждений, оказывающих ВМП, создать в системе ОМС специальную «федеральную часть». Оптимизировал схему финансирования соответствующий федеральный закон: с 1 января 2017 года 136 федеральных медицинских организаций будут получать субсидии напрямую от ФФОМС. Объем госзадания для клиник по‑прежнему будет определять Минздрав или другие федеральные органы власти, выступающие учредителями клиник.

Условия выделения и расходования денег устанавливаются специальным трехсторонним соглашением между ФФОМС, учредителем медицинской организации и самой организацией. Новый, законодательно закрепленный механизм финансового обеспечения ВМП позволит сделать соответствующие средства полностью «окрашенными», дополнительно защитит их целевой статус, сократит сроки расчетов с медиками за оказанную помощь и упростит процедуру контроля за расходованием субсидий.

О.Ц.: Механизм прямого субсидирования ускорил сроки получения денег медорганизациями. Если раньше финансовые потоки доходили непосредственно до клиник к концу I квартала, то в 2017 году финансирование было начато уже 25 января, после подписания первых соглашений с медорганизациями и их учредителями. На начало февраля 2017 года в медорганизации уже перечислено более 16 млрд рублей, это 76% от общего объема средств, предусмотренных на I квартал. Своевременность получения этих субсидий гарантирует стабильные выплаты заработной платы, бесперебойность закупок оборудования и медикаментов в необходимых объемах.

ФФОМС направляет федеральным клиникам средства на выполнение государственного задания по ВМП. А само госзадание по федеральным клиникам распределяют их учредители. Это не только Минздрав, который доводит госзадание до 79 подведомственных медорганизаций. У ФМБА, например, тоже есть 25 учреждений, оказывающих ВМП вне ОМС. Госзадание по своим клиникам так же распределяют Управление делами Президента РФ, Минобрнауки, Минобороны, МЧС, Минтруд, Федеральное агентство научных организаций и Федеральное агентство воздушного транспорта.

– Сколько видов ВМП уже включено в базовую программу ОМС и планируется ли продолжить погружение?

О.Ц.: В настоящий момент в базовую программу ОМС включено 42 вида ВМП, во втором перечне – 66 видов. Что касается дальнейших перспектив, порядок формирования перечня ВМП, а также предельные сроки, по истечении которых эти виды включаются в базовую программу ОМС, устанавливаются Минздравом РФ.

– Как погружение ВМП в базовую программу ОМС повлияло на расходную часть бюджета ФФОМС? Как это отразилось на тарифах и объеме госзадания?

О.Ц.: Начиная с 2014 года, когда впервые финансирование 459 методов ВМП было погружено в базовую программу ОМС, количество выполненных операций постоянно растет. Если в 2014 году ВМП получили 228,8 тысячи человек на общую сумму 28,6 млрд рублей, то в 2016 году с использованием ВМП были пролечены уже 435,9 тысячи пациентов на 61 млрд рублей. За три года финансирование увеличилось более чем в два раза. Тарифы на ВМП, включенную в ОМС, как и ее объемы, также ежегодно увеличиваются. Например, в 2015 году стоимость одного случая оказания ВМП по профилю «гастроэнтерология» составила 111 тысяч рублей, в 2016 году – 116 тысяч рублей, в 2017‑м норматив был опять проиндексирован – до 118,5 тысячи рублей.

– Считаете ли вы тарифы на ВМП сбалансированными с точки зрения актуальной себестоимости услуг?

О.Ц.: Тарифы на оплату ВМП утверждаются Правительством РФ по предложению Минздрава, который рассчитывает их с участием всех главных внештатных специалистов. Они сбалансированы и учитывают значительные затраты на применение сложных методов лечения. Конкретный размер тарифа устанавливают тарифные комиссии субъекта РФ, формируемые в составе региональных комиссий по разработке территориальной программы ОМС. И, как правило, финансовые проблемы медучреждений при оказании ВМП связаны не столько с недостатком средств, сколько с нерациональным их распределением и часто встречающимися ошибками планирования расходов.

– Как ФФОМС контролирует работу территориальных фондов, особенно распределение госзаданий и финансовых ресурсов?

О.Ц.: Распределение объемов оказания медпомощи между медучреждениями не входит в полномочия территориальных фондов. Это прерогатива комиссии по разработке территориальной программы ОМС. То есть это коллегиальное решение.

– Анализирует ли ФФОМС финансовую эффективность работы территориальных фондов? Если да, то каким образом?

А.У.: ФФОМС проводит мониторинг качества финансового менеджмента терфондов. Критерии оценки включают девять показателей, в том числе точность финансового планирования, эффективность управления дебиторской и кредиторской задолженностью, качество работы по восстановлению средств ОМС, полнота и своевременность исполнения бюджетных обязательств. В этот список также входят своевременность осуществления межтерриториальных расчетов, соблюдение финансовой дисциплины, наличие системы внутреннего контроля, качество работы по судебным искам и трудовой потенциал финансово‑экономического подразделения фонда.

– Доходят ли до ФФОМС жалобы клиник – как государственных, так и частных – на то, что решения местных комиссий непрозрачны? Почему больше половины ТФОМСов не публикуют информацию о распределении заданий и финансирования, в частности на ВМП?

О.Ц.: Законодательством в сфере ОМС предусмотрено размещение установленных тарифов на оплату медицинской помощи на официальных сайтах профильных органов исполнительной власти субъектов РФ. Но публичное раскрытие информации о распределении объемов между медучреждениями законодательством не предусмотрено. Да, далеко не все регионы предоставляют открытый доступ к таким данным. Возможно, в связи с тем, что эта информация представляет интерес для всех участников ОМС, имеет смысл обязать комиссии по разработке территориальных программ публиковать свои решения. Комиссии распределяют объемы с учетом показателей потребления медицинской помощи, количества прикрепленных к медорганизациям застрахованных лиц, их половозрастной структуры. Конечно, не все медицинские организации, особенно частные, бывают довольны решениями комиссий. Жалобы в ФФОМС периодически поступают, но обычно разбирательства проходят на региональном уровне. Мы беспристрастно рассматриваем каждую подобную жалобу, запрашиваем все необходимые материалы, вызываем представителей территориальных комиссий. В некоторых случаях объемы медицинской помощи пересматриваются. Заседания комиссии по территориальной программе проводятся не реже одного раза в месяц, и у медорганизаций есть возможность с той же периодичностью поднимать вопросы о перераспределении объемов.

– Какие медучреждения по факту оказывают основной объем ВМП – федеральные центры или крупные региональные клиники?

О.Ц.: В 2011–2013 годах в стране прошла беспрецедентная по своим масштабам программа модернизации здравоохранения, коснувшаяся всех медучреждений, от столичных до поселковых. Построены новые клиники, проведен капитальный ремонт действующих, приобретено медицинское оборудование, внедрены современные информационные и телемедицинские системы, обучен персонал. Поэтому оказание сложных, а иногда и уникальных операций перестало быть эксклюзивным правом федеральных клиник. В 2016 году ВМП по ОМС оказывали 932 медорганизации –143 федеральных, 711 региональных и 78 «независимых». Наиболее активно частные клиники работают по ВМП в Республике Татарстан, Свердловской и Тюменской областях.

 

 

Источник: Vademecum 

 

 

© 2024ТФ ОМС РИ. Все права защищены.