ТФОМС настаивал на заключении дополнительного соглашения с медорганизацией – подписании нового приложения к договору на оказание и оплату медпомощи по ОМС, в котором были бы отражены объемы медпомощи, распределенные на очередной год решением территориальной комиссии по разработке терпрограммы ОМС.
Медорганизация возражала против заключения дополнительного заключения, так как в случае внесения в договор спорных изменений она будет лишена возможности предъявления требований об оплате дополнительного объема оказанных медицинских услуг, что приведет к нарушению её прав.
Однако суд согласился с позицией ТФОМС:
- в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством;
- в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.);
- обязательность заключения публичного договора, каковым является договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, означает и недопустимость одностороннего отказа организации, осуществляющей оказание медицинских услуг, от исполнения обязательств по такому договору;
- обязанность ТФОМС инициировать внесение изменений в договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на основании решения Комиссии установлена как условиями самого договора, так и возложена на Фонд самим решением Комиссии, являющимся обязательственным как для фонда, так и для СМО и медицинских организаций;
- условие договора об обязанности СМО производить оплату медицинской помощи только в пределах установленных Комиссией объемов медицинской помощи полностью соответствует ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ и подп. 121, подп. 122 Правил ОМС, утв. приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 г. № 108н;
- решение Комиссии не обжаловано медорганизацией в установленном законом порядке, в связи с чем, в отсутствие у медорганизации права на одностороннее изменение условий договора, увеличение (превышение) объемов оказания медицинских услуг, и оказание медицинских услуг, не предусмотренных для неё Территориальной программой, подлежат оценке как нарушение существенных условий договора на оказание и оплату медпомощи по ОМС;
- ссылки медорганизации на то, что решение Комиссии не является нормативным правовым актом, не принимаются судом, поскольку решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников ОМС на территории субъекта Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2023 г. № 302-ЭС23-3673).
Источник: Система ГАРАНТ
по вопросам обязательного медицинского страхования