Эксперт: необходимо перейти на профилактическую модель здравоохранения

27 января 2014 - Администратор

«Мы много говорим о переходе на одноканальное финансирование, обсуждаем его плюсы и минусы. Парадокс заключается в том, что в федеральном законодательстве до сих пор нет понятия «одноканальное финансирование». Сейчас высказывается много мнений о том, нужна ли нам такая схема финансирования и как правильно её использовать. «Камней преткновения» много, нужно поэтапно устранять их», — заявил ведущий специалист по организации здравоохранения, заместитель директора центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Фарит Кадыров на «круглом столе» «О функционировании системы здравоохранения Российской Федерации в новых условиях одноканального финансирования. О совершенствовании системы медицинского страхования в Российской Федерации», прошедшем в Москве в рамках IX Общероссийского медицинского форума.

Казалось бы, у одноканального финансирования немало преимуществ: оно упорядочивает финансовые потоки, помогает добиться прозрачности финансовых взаимоотношений, стимулирует конкуренцию между лечебными учреждениями, позволяет рационально расходовать бюджетные средства. Однако есть и недостатки: например, неравные стартовые условия для различных клиник и отсутствие профилактических тарифов в системе ОМС.

Мы много говорим о профилактической модели, но на самом деле ее не существует. Сейчас в здравоохранении используется крайне затратная и непредсказуемая модель – третичная профилактика. Доказательство тому – та же высокотехнологичная медицинская помощь в основном направлена на лечение заболевших людей. Это неправильно. В условиях финансового дефицита в стране мы должны заниматься не тактикой, а стратегией. Нам необходимо менять модель здравоохранения, переходить на профилактическую модель, вовлекать пациента в решение вопросов здоровья, только тогда будут результаты, — отметил вице-президент Российского общества урологов Олег Аполихин.

Фарит Кадыров, согласившись с коллегой, добавил: поскольку переход на одноканальное финансирование предполагает, что основная часть средств должна пойти через систему обязательного медицинского страхования, то и самой системе ОМС требуется реформирование.

Система ОМС несовершенна в том плане, что строится на сочетании рыночных и нерыночных элементов. Всё упирается в наличие федерального закона об основах обязательного социального страхования. Если мы решаемся на серьезное реформирование системы ОМС, необходимо менять этот закон, выводить из него систему ОМС. По этому закону, страховщики – некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования. Но наши страховые компании – по статусу коммерческие организации. Они должны приобрести статус некоммерческих, либо вообще уйти со страхового поля — и то, и другое финансово невыгодно для их собственника.

Фарит Кадыров подчеркнул: сейчас нужно уделить пристальное внимание проблеме усиления ответственности страховых компаний.

Есть неплохой опыт в ряде регионов, например, в Санкт-Петербурге, когда часть экономии, выявленной за счет снижения госпитализации, страховые компании возвращали обратно в те поликлиники, где госпитализация снижается. Подобные механизмы применимы на практике и должны быть внесены в действующее законодательство. Мы должны дать возможность страховым компании заслуженно «присваивать» себе или делиться с учреждениями частью экономии. В то же время более серьезная ответственность на страховых компаниях будет и при недостатке средств.

 

Источник: medvestnik.ru

© 2024ТФ ОМС РИ. Все права защищены.