Заместитель начальника Финансово-экономического управления ФОМС И.А. Железнякова об использовании клинико-статистических групп при оплате медицинской помощи.

10 декабря 2014 - Администратор

В отечественном здравоохранении уже не первый год внедряется метод финансирования стационарной медицинской помощи по клинико-статистическим группам (КСГ), объединяющий клинические и экономические составляющие лечебного процесса. О преимуществах данного подхода рассказала ТАСС заместитель начальника Финансово-экономического управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования Инна Александровна Железнякова.

- В чем преимущества метода финансирования медицинской помощи на основе КСГ?

- Оплата по КСГ имеет два основных экономических преимущества. Во-первых, данная модель не подразумевает контроль длительности лечения. Главное, чтобы лечение было успешным, чтобы было выполнено диагностическое обследование или операция, с целью проведения которой пациента госпитализировали. Прежние способы оплаты медицинской помощи были ориентированы на иные критерии. Например, оплата по количеству койко-дней подразумевала, что, чем дольше человек находится в стационаре, тем больше оплата для медучреждения. При финансировании по медико-экономическим стандартам, опять-таки, определялась средняя длительность лечения. Естественно, сложилась необходимость выдерживать пациента в стационаре в течение данного срока. Оплата по КСГ снимает эту необходимость.

Стандарт – включает перечень услуг, которые необходимо выполнить, чтобы получить финансирование по МЭСу . Но пациенты очень разные: кому-то нужны единичные услуги из этого перечня, а кому-то требуется большее, чем определено в стандарте, количество услуг. Система финансирования по стандартам способствует выполнению непоказанных пациенту медицинских услуг. Система КСГ не предусматривает контроль выполнения всех услуг, главное, чтобы была выполнена основная операция или диагностическое обследование, которое требует наибольших затрат и определяет стоимость группы.

- Каков международный опыт внедрения КСГ?

- КСГ – система, которая уже используется в мире и показала себя эффективной абсолютно во всех странах. Именно поэтому она и была выбрана для внедрения в России. Конечно, сама группировка, в том числе перечень и состав групп в разных странах различна. Наша, российская модель в части терапевтических диагнозов во многом соответствует зарубежным моделям, а в части хирургических операций разработана практически заново, так как подходы к кодировке хирургических операций в каждой стране, в том числе и в России, различаются.

- В России уже имеется успешный опыт применения данной системы на региональном уровне?

- Система КСГ внедряется в разных регионах России с 90-х годов XX века. Правда, следует отметить, что это были единичные регионы. И эти регионы самостоятельно создавали свои модели. Сейчас же на федеральном уровне создается единая модель для всей Российской Федерации. У нас были предложения от регионов, предлагавших взять их разработки за основу и в какой то части так и было сделано. Однако модель КСГ, как показывает мировой опыт, должна развиваться от простого к сложному, и на этапе, когда модель эволюционировала, к ней уже тяжело подключить новые регионы.

- В чем заключается усложнение модели КСГ?

- В количестве критериев для классификации заболеваний: чем их больше, тем сложнее модель. Первая модель включала два классификационных критерия: код Международной классификации болезней (МКБ) и код хирургической операции. Затем практика показала, что требуются разные затраты на лечение взрослых и детей, на операции с наличием и без наличия онкологии, на лечение с учетом сопутствующих заболеваний (например, диабета). Потребовалось добавить критерии «возраст», «пол», «наличие/отсутствие онкологического заболевания» и так далее. Зато более сложная система гораздо точнее.

- Как определяются нормативы стоимости КСГ?

- Нормативы формируются на основании фактических затрат организации. В рамках пилотного проекта внедрения КСГ мы получаем данные от территориальных фондов страхования из восьми пилотных регионов РФ: Хабаровск, Кемерово, Екатеринбург, Татарстан, Московская область, Санкт-Петербург, Ставрополь и Краснодар. Далее мы проводим многокомпонентный анализ фактических затрат и на его основании разрабатываем ценовые модели, учитывая множество факторов: длительность лечения, пребывания в реанимации, медикаменты, наркоз. Однако коэффициент, который мы рассчитываем, является рекомендательным – каждый субъект сможет откорректировать его с учетом затрат своих медицинских организаций. Где-то исторически сложилось, что пациентам требуются более длительные сроки лечения, и тарифные комиссии будут принимать решение с учетом местных особенностей.

- Каким будет значение перехода на новую систему для работников отрасли?

- Эта система ориентирована на справедливое возмещение затрат: если организация выполняет сложные процедуры, она получает больше денег. При системе оплаты на основе усредненного случая по профилю лечение любого больного в профильном отделении оплачивалось одинаково. Выгодно было положить в отделение более легкого больного, на которого требовалось меньше затрат. В результате получалось, что коечный фонд переполнен, а для больных с тяжелыми заболеваниями мест в больницах нет: лечить их невыгодно. Теперь учреждение сможет зарабатывать больше денег, оказывая помощь более сложным пациентам. Система повышает заинтересованность в лечении тяжелых больных, и в пилотных регионах коэффициент затратоемкости, характеризующий тяжесть пролеченного пациента, уже сейчас повысился на 20%. Больницы начинают госпитализировать именно тех больных, которым особенно требуется помощь, сложные операции.

Например, тромболитическая терапия при инфаркте миокарда: пациенту вводится дорогостоящий препарат, и, если этот препарат не был учтен в стоимости, больницам не выгодно было его вводить. Опыт показал, что в пилотных регионах, учитывающих, к примеру, затраты на тромболизис, доля тромболизиса значительно увеличилась. Так что тарифная политика может оказать колоссальное влияние на структуру госпитализации.

На объем заработной платы медиков справедливая система финансирования тоже влияет. Кроме того, данная система позволяет найти взаимопонимание между врачами и экономистами. Если раньше каждый говорил на своем языке, то эта система понятна для медиков, и у нас уже целая команда добровольных врачей-экспертов, которые участвуют в ее разработке и совершенствовании.

- Какие показателей планируется достичь после внедрения КСГ?

Мы надеемся, что за 2015 год практически все регионы перейдут на новую систему. Это должно привести к сокращению длительности лечения, а также к повышению оперативной активности. Так как за операцию оплата выше, в пилотных регионах хирургическая активность уже выросла на 20-30% – это результаты первого года. Мы ждем, что эти показатели будут расти и дальше.

Еще одна цель – управление госпитализацией. Мы анализируем слабые места по доступности, например, повышаем коэффициент химиотерапии при онкологических заболеваниях в 2015 году и ожидаем повышения доступности данного вида лечения.

Но главное: в Российской Федерации трехуровневая система здравоохранения, и с помощью КСГ мы хотели бы добиться, чтобы эта система действительно работала. Учреждения третьего уровня хорошо оснащены, и в них должны попадать не пациенты с легкими формами заболеваний, которых можно лечить на первом уровне, а наиболее тяжелые больные.

  

(По материалам ТАСС)

 

© 2025ТФ ОМС РИ. Все права защищены.